Главная » Новости » Позитивные последствия «коронакризиса» для рынка новостроек

Позитивные последствия «коронакризиса» для рынка новостроек

23 сентября 2020 г.

Ввод в марте 2020 года режима самоизоляции, сопровождавшегося рядом строгих ограничений для граждан и для бизнеса, стал серьезным стрессом для строительной отрасли в целом и для столичного рынка новостроек в частности. Однако к концу III квартала ситуация в данной сфере заметно улучшилась. Более того, можно говорить о том, что «коронакризис» принес даже ряд позитивных для рынка факторов. Каких? На этот вопрос ответили специалисты ГК Атлант.

Рост доступности ипотеки

Резкое снижение доходов и платежеспособности населения, падение спроса на недвижимость вынудили российские власти разработать программу поддержки стройотрасли. Наиболее эффективной мерой стал запуск госпрограммы субсидирования ипотечных ставок, в рамках которой граждане временно (с апреля по 1 ноября 2020 г.) могут купить квартиры в новостройках с помощью ипотечного займа не более, чем под 6,5% годовых. Это сделало «первичку» более доступной для многих россиян, в первую очередь, покупателей жилья массового сегмента. По статистике ДОМ.РФ, за период с января по август 2020-го россияне оформили на 14% больше ипотечных кредитов, чем за тот же период прошлого года. В денежном выражении динамика оказалась еще более выразительной: +26%. При этом около ⅔ всех ипотек в стране выдается именно по госпрограмме.

«Скачок кредитования вполне понятен: ставки находятся на историческом минимуме, — говорит генеральный директор ГК Атлант Роман Лябихов. — К тому же, и ключевая ставка ЦБ сейчас на самом низком уровне за весь период, благодаря чему базовые условия банков также становятся более интересными. В результате, доля ипотечных сделок в новостройках Подмосковья и Москвы сегодня находится на максимуме. В частности, в проектах ГК Атлант показатель достигает 60-80%».

«Цифровизация» процесса выбора и покупки жилья

Из-за жесткого локдауна потенциальные покупатели на два месяца оказались лишены возможности посещать офисы продаж новостроек. Для застройщиков это стало настоящим вызовом — в экстренном порядке, буквально в считанные недели, внедрялись и дорабатывались каналы дистанционной продажи. Покупатели получили возможность дистанционно выбирать и бронировать жилье, наблюдать за ходом стройки и даже оформлять ипотеку (с апреля ЦБ временно разрешил банкам выдавать кредиты на жилье без личного присутствия заемщика). К «показам», проходящим в онлайн режиме, привлекали не только специалистов отделов продаж, но и радиоуправляемые устройства — дроны и квадрокоптеры. В результате доля онлайн-сделок выросла практически во всех новостройках столичного региона.

«Крайне востребованной стала услуга онлайн-регистрации сделок. До карантина мы проводили единичные регистрации через электронный сервис, поскольку наши клиенты отказывались от этой формы. После карантина онлайн проходит до 80% регистраций», — констатирует Роман Лябихов.

Рост числа акций и спецпредложений

Чтобы поддержать спрос в кризисных условиях, застройщики начиная со 2-го кв. 2020 г. начали активно предлагать покупателям различные специальные условия — например, скидки за онлайн-бронирование до 10-15% стоимости квартиры в Москве или Подмосковье.

Также введение ипотеки с господдержкой и стремление самих застройщиков поддержать спрос стали катализатором появления новых многочисленных «ипотечных программ от застройщика». Чаще всего, это совместные программы с банками, в которых за счет компенсации от застройщика ставки для покупателя доходят вообще до минимума в 0,01-0,6% годовых. Правда, в большинстве случаев такие особые условия действуют в течение определенного периода. Однако, на рынке есть и предложения по сниженным ставкам на весь срок займа, обычно они составляют от 4 до 6,5% годовых.

«Показательно также отношение застройщиков к покупателям, попавшим в первые месяцы кризиса в сложную жизненную ситуацию, — добавляет Роман Лябихов. — Известны случаи, когда застройщик предлагал взять недорогую ипотеку на остаток рассрочки, которую клиент потерял возможность погашать».

Экзамен на доверие

«Коронакризис» стал для застройщиков своеобразным экзаменом на стойкость, мобильность и доверие потребителей. Те компании, которые с достоинством выдержали данное испытание, не только не растеряли своих клиентов, но и заработали отличную репутацию, а значит, и новых покупателей. По мнению эксперта ГК Атлант, основные игроки столичного рынка успешно сдали этот «экзамен на доверие».

Выбор для покупателя значительно расширился

Еще один позитивный итог прошедших месяцев — существенное расширение возможностей для покупки более дорогого жилья.

«Лимит кредита по госпрограмме для Москвы и области составляет 12 млн рублей. В этом бюджете можно купить квартиру в Подмосковье практически любой площади и комнатности, в новостройках Новой Москвы ассортимент подходящих вариантов тоже оказывается весьма разнообразным, — говорит Роман Лябихов. — Выбор становится еще шире, если учесть дополнительные бонусы и акции. А это значит, что семьи, которые оценивали бюджет покупки, исходя из «докарантинных» условий, теперь могут рассматривать объекты более высокого класса или большей площади. Неудивительно, что наша статистика свидетельствует о росте спроса на 2- и 3-комнатные квартиры».

Таким образом, в отличие от предыдущих кризисов, карантин не принес рынку новостроек разрушительных последствий. А в чем-то — напротив, оказал позитивное влияние.

«Вынужденная изоляция оказалась драйвером развития современных технологий, которые ранее на этом, столь консервативном, рынке не очень приживались. Кроме того, «коронакризис» стал тем случаем, когда все игроки и участники — девелоперы, банки, государство — выступили «единым фронтом» и не допустили провала отрасли», — резюмирует эксперт.

Источник: ГдеЭтотДом.РУ