Главная » Статьи » Лучшие особняки Москвы. Часть 1.
Опубликовано: 2 сентября 2020

Лучшие особняки Москвы. Часть 1.

Удивительная архитектура исторической Москвы сохраняет в городе ту изысканную атмосферу, о которой наши внуки, возможно, будут судить лишь по фотографиям. В создании этого неповторимого образа российской столицы во многом заслуга старинных особняков, которые хранят традиции архитектуры прошлых столетий и не перестают вызывать восторг туристов и горожан.
Все сохранившиеся сейчас в Москве особняки были построены до Октябрьской революции – после 1917 года таких зданий в городе больше не появлялось. Власти объявили «войну дворцам», запретив не только возведение новых, но и беспощадно разрушая уже имеющиеся. К счастью, политика нынешней администрация кардинально другая: старинные особняки признаны историческим наследием, имеют статус памятников архитектуры и тщательно оберегаются от ненадлежащего использования и повреждений. Не всегда такая забота проявляется в полной мере, не все вековые постройки удается и имеет смысл сохранять, но те здания, появление которых действительно внесло значительный вклад в создание облика исторической Москвы, сегодня не только украшают городские улицы, но и эксплуатируются.
Как сегодня используются лучшие московские особняки? В них открыты иностранные посольства, функционируют музеи, часть отведена под больницы, в некоторых размещены административные учреждения и частные компании. Но все они, независимо от состояния и назначения, заслуживают внимания и представляют для города и страны неоспоримую ценность. 

Большая Якиманка ул., дом 43 

Большая Якиманка ул., дом 43

Большую Якиманку сложно представить без расположенного на ней дома Игумнова с причудливой архитектурой, изысканными башенками и старинными изразцами. Когда-то он был предметом бурных обсуждений в среде архитекторов и градостроителей, а сейчас служит настоящим украшением столицы.

Этот особняк построили на месте деревянного дома, который в 1851 году приобрела купчиха Вера Игумнова. В 1880 году Николай Игумнов затеял здесь строительство каменного здания, которое бы соответствовало его статусу успешного предпринимателя.

Проект будущего особняка разработал ярославский зодчий Николай Поздеев, приверженец исконно русского стиля, который был близок отличавшемуся ярым патриотизмом Игумнову. Особняк ценен еще и тем, что стал последней работой мастера.

Обилие элементов, свойственных древнерусскому стилю стало изюминкой строения. Здание отличается удивительной гармоничностью, смотрится величественно и роскошно. Главный вход венчает шатер, а двери открываются внутрь. Интерьер оформлен с использованием элементов разных стилей: от винтажного до модерна. Старинная мебель, шикарные гобелены и обилие текстиля создают неповторимую атмосферу уюта и роскоши.

После революции это здание использовалось под медицинский центр, в свое время здесь был оборудован и рабочий клуб. И с 1938 года в уникальном особняке на Большой Якиманке работает посольство Франции. При проведении реставрации здания вмешательство в его архитектуру и интерьер было минимальным, а все работы проводились бережно и аккуратно. 

Остоженка, 21, стр. 1,2

Остоженка, 21, стр. 1,2

Это здание с изысканной архитектурой и броским фасадом планировалось построить для продажи, и находиться оно должно было в районе Тверского бульвара. Заказчиком объекта выступили в свое время Савва Мамонтов и «Северное домостроительное общество». Однако этим планам не суждено было сбыться, и в начале 20 века архитектор Кекушев решил использовать проект под собственный дом, выбрав для него участок на Остоженке.

Результат могут сегодня наблюдать москвичи и гости столицы: для этого здания характерны сочетание элементов модерна и классического стиля, отсутствие симметрии, разновысотность отдельных частей. Особого внимания заслуживает обрамление окон сложной конструкции, обилие лепнины и, к сожалению, уже утраченная 3-метровая фигура льва — фирменный знак архитектора.

Почти сразу после строительства здание было продано. Зачем это сделала супруга Льва Николаевича при их весьма достойном семейном доходе, доподлинно неизвестно. Сейчас здание используется под Атташат Египта.

Пречистенский пер., 9, стр. 1,2

Пречистенский пер., 9, стр. 1,2.

Этот особняк был перестроен в 1812 году, после пожара. Однако затем его ждали еще несколько реконструкций. Самая масштабная была проведена при Маргарите Морозовой, которая разместила в этом доме коллекцию картин русских художников. Проект для галереи разработал архитектор Жолтовский, главной задачей которого было создание большого, светлого пространства. Молодому специалисту удалось воплотить все замыслы и превратить здание с настоящую, пропитанную истинным русским духом, атмосферную усадьбу.

Стены комнат в ней украшали полотна, в приёмном зале часто собирались гости. Однако революция не обошла стороной уникальное здание: хозяйку переселили в подвальное помещение, а в покоях открыли госучреждения. В 1946 году особняк был передан посольству Дании, которое до сих пор его и занимает.

До нашего времени интерьер особняка сохранился лишь частично: в пустовавших когда-то нишах стоят бюсты датских королей, а место врублевских картин заняли портреты известных особ. Но ничто не сможет нарушить загадочную атмосферу, созданную когда-то русским зодчим.

ул. Поварская, 44

ул. Поварская, 44

Архитектором и этого старинного московского особняка был Кекушев. Именно благодаря этому мастеру в центре столицы стали строить необыкновенно красивые, а главное — комфортные усадьбы. Проект на Поварской улице Лев Николаевич реализовал в 1904 году. Принадлежавший сначала «Московскому торгово-строительному акционерному обществу», этот особняк перешел Ивану Миндовскому — зажиточному купцу. К тому времени усадьба уже стала настоящей достопримечательностью. Расположенная на углу Поварской улицы и Скарятинского переулка, она красовалась над остальными зданиями, привлекая внимание округлыми формами стен, большими оконными проемами, причудливо изогнутыми крышами и непривычно большим светильником, подобных которому не было больше нигде.

В 1918 году вся собственность Миндовских перешла государству. Не избежал этой участи и особняк на Поварской улице. Однако серьезная реконструкция его не коснулась, и внутреннее убранство в значительной степени удалось сохранить. В 1924 году усадьбу заняла Шведская миссия. Сотрудники посольства уделили большое внимание сохранности интерьеров, и после переезда дипломатов в другой комплекс, особняк на Поварской сохранил свою историческую и архитектурную ценность.

С 1972 года здесь располагается посольство Новой Зеландии. С этого времени здание не раз реконструировалось, из-за разрушения конструкций пришлось провести серьезную реставрацию, за которую представительство Новой Зеландии наградили почетной премией. 

ул. Пречистенка, 20

ул. Пречистенка, 20

Говорят, что до пожара 1812 года на месте этого особняка находился дом доктора, известного необычным методом лечения болезней прогулками на свежем воздухе. Подтверждения этой информации нет, но есть сейчас уникальная постройка, выполненная в модном для того времени минималистичном стиле. Собственниками этого дома в свое время были представители разных фамилий: Хованские, Орловы, Ермоловы.

А в 1873 году реконструкцию этой усадьбы проводил Александр Каминский – супруг сестры Павла Третьякова. Пригласил этого архитектора владелец особняка Владимир Коншин, который был другом известного мецената. В начале 20 века здание перешло промышленнику Ушкову, которому принадлежали чайные плантации. Усадьба была перестроена по образцу расположенного в Казани особняка Ушкова, проект которого разработал Карл Мюфке. Классических элементов в архитектуре здания после этого не осталось, зато фасад украсила лепнина с изображениями орлов, грифонов и львов. Второй этаж архитектор дополнил балконом, декорированным кованым ограждением.

Изменения коснулись и интерьера усадьбы. В то время было модно обустраивать тематически залы, и на Пречистенке появились: помпейский, римский, наполеоновские, севрский и мавританский. Все это великолепие создавалось для супруги Ушкова Зинаиды Высоцкой, а затем перешло в распоряжение второй жены промышленника Александры Балашовой. Тогда в особняке и появился балетный зал, ставший основой хореографической школы Айседоры Дункан. Именно здесь с известной танцовщицей жил Сергей Есенин.

В 1930 году особняк использовался для Выставки охраны материнства и детства, после чего его передали Наркомату иностранных дел. В 1999 году в усадьбе провели реставрацию, результаты которой были признаны лучшими среди реконструированных архитектурных памятников столицы.

Леонтьевский пер., 4, стр. 1,2

Леонтьевский пер., 4, стр. 1,2

В реестре памятников возраст этого здания исчисляется с начала 19 века. Однако первые упоминания об особняке найдены в документах 18 века, и есть все основания полагать, что на самом деле домовладению еще на пару веков больше.

Леонтьевский переулок — уникальное место. Когда-то здесь жили богатейшие князья и бояре. Свое название переулок получил по имени киевского губернатора Леонтьева, которому принадлежали расположенные здесь земли.

В 1812 году большинство построек были уничтожены пожаром, а в 1823 дом с садом выкупил Николай Волков. Особняк был меньше других зданий поврежден огнем, и его основную часть удалось сохранить. Впрочем, реставрация все-таки внесла изменения в облик строения, добавив ему ампирных элементов. Преобразился и интерьер: в нем появились витые лестницы, потолки украсила лепнина.

Немало владельцев сменилось у особняка к тому времени, как он достался Надежде Сорокоумовской, супруг которой был поставщиком меховых изделий для императорского двора. Особняк стал еще более роскошным: благо, средства на его обустройство у владельцев имелись. В реконструкции 1880 года принимал участие архитектор Каминский, по инициативе которого было пристроено помещение для домовой церкви, ставшее впоследствии столовой. Интерьер стал еще более помпезным и богатым. На стенах появились картины известных русских художников: Айвазовского, Левитана, Тропинина. Все это великолепие отражалось в изысканных итальянских зеркалах и освещалось шикарными люстрами из венецианского стекла.

Революция внесла свою лепту в жизнь этого особняка. Здесь больше не устраивали славившиеся на всю Москву светские приемы, зато открылся Московский коммунальный музей, который сменил Дом работников просвещения и после — редакция «Учительской газеты».

В 1960 году в лучших традициях столичного гостеприимства здание передали посольству Греции. В конце 20 века особняк был отреставрирован, и интерьеры удалось восстановить.

Кропоткинский пер., 13, стр. 1,2,3

Кропоткинский пер., 13, стр. 1,2,3

Этот особняк — один из десятков проектов, созданных известным архитектором Францем Шехтелем. Конечно, он не так известен, как другие творения мастера, но для исторического наследия столицы представляет не меньшую ценность.

Построена усадьба была в 1902 году для дочери промышленника Бутикова. Из-за смены фамилий дом до сих пор называют то особняком Дерожинской, то Зиминой, хотя это одна и та же владелицы. Когда-то на этом месте стоял старый одноэтажный дом из дерева, с небольшим садом. Сейчас в Кропоткинском переулке можно увидеть целый ансамбль, окруженный кованой оградой.

Поражающая своими размерами огромная гостиная освещается через большое окно. Этот зал больше напоминает часть средневекового замка и заметно контрастирует с остальными помещениями особняка, которые не отличаются внушительными габаритами. В интерьере есть свои особенности: еще во времена прежней хозяйки дом уже отапливался радиаторами, а украшающий потолок орнамент дополняли электрические лампочки. Сейчас интерьер особняка выглядит практически таким же, каким его создавал Шехтель: все предметы обстановки воссоздавались по его эскизам. В убранстве дома много дерева, которым отделаны дверные проемы, декорированы стены и лестницы.

После революции здание использовалось для размещения посольств и в качестве гостиницы для иностранцев.

В центре Москвы сохранилось немало зданий, которые достойны особого внимания. Построенные по проектам разных архитекторов, они отличаются друг от друга стилями, убранством, интерьерами и, конечно, имеют богатую историю. В этих особняках царит необыкновенная атмосфера, пропитанная духом давних времен и хранящая секреты прежних владельцев. Это та часть наследия, которую мы обязаны сохранить и передать потомкам, и которой вправе гордиться.

Продолжение следует…