Жилищное право
В России порядка 16 млн. кв.м. жилого фонда является аварийным. Из них около 10 млн. приходится на многоквартирные дома. Однако нередко так бывает, что здание, очевидно непригодное для проживания, официально к таковым не относится. Следовательно, не приходится мечтать о переселении из него в нормальные условия. Какие же усилия необходимо предпринять, чтобы признать жилье подлежащим сносу или реконструкции, и на что можно рассчитывать в таком случае?
Причины проблем
Чаще всего чиновники не желают предпринимать шаги по расселению людей. Например, в Волгограде дом на улице Рокоссовского подлежит капремонту на основании решения суда, принятого еще два года назад, но администрация бездействует, ведь стоимость работ составляет немалую сумму: 20 миллионов рублей. В Перми дом на Брикетной, 3 еще в 2001 году был отнесен к непригодным для проживания, но бумажная волокита длится до сих пор.
Проблемы связаны и с нехваткой средств на расселение людей, и с произволом чиновников, и с местом нахождения проблемного жилья. Так, к примеру, во многих городах здания весьма избирательно признаются непригодными для проживания, и выбор диктуется зачастую не их состоянием. В частности, вполне крепкий дом №14 по улице Фурштатской Санкт-Петербурга пострадал ввиду привлекательного местоположения и, несмотря на протесты жителей, подлежит сносу. Вместе с тем, по-настоящему аварийные дома в не пользующихся спросом районах никого не интересуют.
Процедура признания дома аварийным
Вопросы отнесения жилых помещений к аварийным регулируются Жилищным кодексом РФ и Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47.
Инициировать процедуру признания дома аварийным вправе не только органы государственного контроля и надзора, но и сами проживающие граждане. Для этого необходимо подать заявление в специально создаваемую для этих целей межведомственную комиссию и приложить обосновывающие бумаги. Существенной проблемой (помимо того, что вердикт может быть не в пользу жильцов) являются сроки: комиссия рассматривает документы в течение 30 дней, однако вправе принять решение о проведении неограниченного по времени дополнительного обследования.
Борьба с властями
Основное средство борьбы, которое закон дает сегодня владельцам проблемного жилья – обжалование в суде. Это касается и отказа властей признавать дом аварийным, и затягивания принятия решения, и бездействия в противоречие уже имеющемуся постановлению о сносе или реконструкции здания.
Можно, конечно, также отправлять массовые жалобы во все возможные инстанции, надеясь, что одна из них попадет на стол чиновнику, который сможет и захочет повлиять на исход дела. К примеру, Руслан Шарифов в период нахождения на должности первого заместителя главы Волгограда предпринял ряд мер в отношении дома №35 по улице Дегтярева: найдена организация, которая взялась провести обследование здания и вынести решение о его аварийности, выделены на это денежные средства, людям предложено временное жилье.
Кроме того, в некоторых регионах имеются дополнительные возможности. Так, в Волгограде существует программа по переселению из аварийных и ветхих домов, на которую выделено более 1 млрд. руб. В Москве утвердили проект «Жилье» на 2012-2016гг., в рамках которого планируется возводить по 2,5 млн. кв.м. ежегодно. В Свердловской области действует программа «Переселение граждан из аварийного жилфонда», софинансируемая Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Проблемы собственников аварийного жилья
Надо добавить, что если с нанимателями помещений всё более-менее ясно, то у собственников возникают дополнительные проблемы при признании дома аварийным. Граждане, приватизировавшие жилье, порой до сих пор не могут понять, что государство таким образом сняло с себя ответственность за состояние их недвижимости. И если всё здание находится в частной собственности, то людей могут обязать самостоятельно снести свой дом, угрожающий жизни или здоровью других. Такое требование поступило, например, жителям дома № 3 по ул. Кирова в Бердске.
В большинстве случаев собственнику при сносе здания предоставляется выкупная цена. Но на практике при ее определении берется за основу «аналогичное», т.е. такое же аварийное жилье. В результате человек, приобретая на выделенные средства новую жилплощадь, теряет квадратные метры или более престижный район. К примеру, жителям дома № 28б по улице Гашкова г. Перми была предложена компенсация, заниженная как минимум в 2 раза.
Вместе с тем, определение суммы компенсации исходя из рыночной стоимости сносимого здания в принципе невозможно, поскольку данная недвижимость уже не подлежит реализации. Поэтому адекватным размером выкупной цены можно считать только тот, который позволит приобрести аналогичное по площади и местоположению жилье в доме, пригодном для проживания. Доказывать же всё это зачастую приходится в суде.
Наше государство после перехода к рыночной экономике весьма неохотно решает жилищные проблемы граждан. Однако, зная свои права, можно добиться многого, в т.ч. и признать дом аварийным и получить адекватную замену жилья или компенсацию вопреки нежеланию властей.