Главная » Статьи » ТОП-50 розничных брендов с охватом более 75% ключевых городов России

ТОП-50 розничных брендов с охватом более 75% ключевых городов России

Компания JLL подготовила исследование Retail Destination Russia 2019, в рамках которого выявила самые распространённые бренды в крупнейших городах России. В исследовании проанализировано присутствие 250 международных и российских брендов всех сегментов, за исключением продуктовых магазинов, в 37 городах России с населением свыше 500 000 жителей (подробная методология).

Отечественный ритейл доминирует в рейтинге: российские сети «Детский мир», Befree, Gloria Jeans, «Спортмастер», kari и Zolla присутствуют во всех ключевых городах страны и, соответственно, делят 1-ю строчку рейтинга. Из международных брендов только Burger King смог охватить все 100% городов, при этом McDonald’s также вошёл в первую пятёрку, но занял в ней последнее место с показателем покрытия 89%.

«Любопытно, что, по результатам предыдущего исследования Retail Destination Russia, наиболее широко были распространены бренды не общепита, а fashion-сегмента. Так, немецкая спортивная одежда adidas и французская косметическая компания Yves Rocher охватывали 100% городов и были лидерами рейтинга среди зарубежных брендов. По итогам исследования этого года, Yves Rocher занял 2-е место с покрытием 97% проанализированных городов, adidas – лишь 12-е, с показателем 68% городов. Подобная ротация в рейтинге, с одной стороны, объясняется активным развитием ресторанного сегмента, с другой – является следствием оптимизации сетей fashion-операторов, что подразумевает изменение форматов магазинов, их расположения и даже географии», – отмечает Олеся Дзюба, руководитель отдела исследований компании JLL.

В целом средний охват городов российскими брендами выше, чем международными, ведь им проще развиваться на домашнем рынке. Почти все отечественные бренды выбирают формат масс-маркет, поскольку это позволяет иметь наиболее широкий охват в регионах страны. Так, в среднем российские ритейлеры представлены в 61% проанализированных в отчете городов, а зарубежные только в 27%.

ТОП-50 розничных брендов с охватом более 75% ключевых городов России

Уровень проникновения люксовых марок в регионах России гораздо ниже, чем масс-маркета: средний охват составляет 7%. Москва выступает наиболее привлекательным рынком для развития люкса в стране, благодаря высокой покупательной способности, наличию подходящих торговых помещений, большому количеству туристов и крупных компаний. В результате в столице – лидере рейтинга – представлено в два раза больше брендов этого сегмента, чем в Санкт-Петербурге, занявшем 2-е место. Люксовые марки также востребованы в Екатеринбурге и Краснодаре, а вот в других городах уровень проникновения крайне низкий и представленность ограничивается мультибрендовыми магазинами.

Лидером рейтинга люксовых марок остаётся итальянский модный дом Max Mara: бренд присутствует почти в половине проанализированных городов (43%). В тройку лидеров впервые вошли немецкие аксессуары Montblanc (27%), подвинув итальянскую мужскую одежду Ermenegildo Zegna (24%) на одну строчку вниз. При этом бренд Etro вышел из первой тройки, разместившись на 5-м месте.

Основные люксовые бренды в России (% покрытия ключевых городов)

Место Ритейлер Присутствие
   Max Mara 43%
   Montblanc 27%
   Ermenegildo Zegna 24%
   Philipp Plein 16%
5 =    Etro 14%
5 =    Loro Piana 14%
6 =    Bvlgari 11%
6 =    Dolce & Gabbana 11%
6 =    Gucci 11%
6 =    La Perla 11%
6 =    Louis Vuitton 11%
6 =    Rolex 11%
6 =    Salvatore Ferragamo 11%
6 =    Valentino 11%
6 =    Vertu 11%

«Сегодня мы наблюдаем сравнительно сдержанную активность новых брендов на российском рынке: за 2018 год свои первые магазины в стране открыли 30 зарубежных марок, тогда как в 2015-2017 годах в среднем появлялось по 45 дебютантов в год. Одной из ключевых причин такой динамики является ограниченный выбор торговых центров для открытия магазинов, ведь ритейлеры для выхода на рынок предпочитают ТЦ, тогда как площадки в стрит-ритейле чаще используют для запуска флагманских форматов, – комментирует Олеся Дзюба. – Нехватка помещений ограничивает развитие не только новых брендов, но и существующих на рынке».

Российский рынок с огромным населением и объемом розничного товарооборота, несмотря на сдержанное потребление, остается целевым для ритейлеров. Пока предложение качественных площадей ограничено, однако вскоре должен начаться новый девелоперский цикл, а подъём экономики поддержит экспансию как локальных, так и международных ритейлеров на российском рынке.

Методология

В ходе подготовки исследования аналитики компании JLL провели оценку присутствия крупнейших 250 развивающихся брендов (за исключением продуктов питания) в 37 крупнейших городах России с населением более 500 000 жителей.

Бренд отмечается как присутствующий на рынке города, если у него имелся хотя бы один монобрендовый магазин в декабре 2018 года, включая франчайзинговые магазины. При этом бренды, представленные только в универмагах и мультибрендовых магазинах, исключены из рассмотрения.

Индекс присутствия брендов в городе – это соотношение количества присутствующих брендов в данном городе и среднего значения присутствия брендов во всех городах, умноженное на 100.