Главная » Статьи » Садовое кольцо теряет популярность у ритейлеров
Опубликовано: 17 февраля 2018

Садовое кольцо теряет популярность у ритейлеров

По данным консалтинговой компании Welhome, на рынок street-retail помещений Москвы в последние несколько лет оказывают существенное влияние не только экономические факторы, но и законодательные инициативы властей столицы. Некоторые из них способствуют развитию стрит-ритейла, как, например, создание пешеходных зон в центре города, другие, напротив, вносят свои ограничения в развитие сегмента.

Существенное влияние на рынок помещений стрит-ритейл в Москве оказали инициативы городских властей, касающиеся расширения в 2015 году списка улиц с платной парковкой. Данный фактор снижает трафик потенциальных покупателей магазинов, расположенных на центральных проспектах и ориентированных на автомобильный поток, а также на небольших улочках города в центральных районах. 

Также властями города Москвы был введен торговый сбор для уличных объектов торговли, который может отличаться в зависимости от рода деятельности предпринимателя и района расположения магазина.
В течение года освободилось большое количество помещений на основных торговых коридорах в результате массового отзыва лицензий у коммерческих банков, а также снижения спроса на услуги туристических операторов, связанного с падением курса рубля и ухудшением экономической ситуации в стране.

В 2015 году Правительство Москвы существенно сократило количество капитальных и некапитальных торговых павильонов и палаток. В список сносимых объектов попали газетные ларьки, киоски с мороженным, «пристенная» торговля во многих пешеходных подземных переходах, отдельно стоящие павильоны сотовых операторов и объектов фастфуда. Массовый ремонт подземных переходов, прилегающих к станциям метро, также сократил возможности бизнеса по аренде торговых помещений на этих участках с высоким людским потоком. В настоящий момент времени разработан единый концепт внешнего вида таких павильонов по программе Правительства Москвы, но большая часть освобожденных от ларьков и павильонов площадей будет интегрирована в пешеходную зону города. Площади в сохранившихся ларьках и павильонах будут реализованы через электронный аукцион Правительства Москвы.

К позитивным новостям рынка стрит-ритейла можно отнести расширение списка пешеходных улиц Москвы. Город проводит реконструкцию тротуаров, уличного освещения, фасадов зданий, установку скамеек и урн, демонтаж незаконной рекламы. Кроме того, создается удобная городская навигация (указатели, номера домов), улучшается пешеходная проходимость таких улиц, внешний вид. Реновация пешеходных пространств города позволяет привлечь большее количество туристов и отдыхающих, что позитивно сказывается на арендаторах уличных торговых помещений. Новую пешеходную зону организовали на улицах Кузнецкий Мост, Рождественка и Пушечная. Существенно расширили пешеходную зону и отремонтировали такие улицы, как Мясницкая, Маросейка, Большая Ордынка и другие.

В первом полугодии 2015 года наибольшую активность в сегменте уличных торговых помещений проявляли предприятия общественного питания, однако к концу года число запросов от таких компаний снизилось. Кафе и рестораны традиционно проявляют спрос на помещения на центральных улицах города, в то время как в спальных районах спросом пользуются помещения под отделения банков и супермаркеты.

По данным консалтинговой компании Welhome, на конец 2015 года наибольший уровень вакантных помещений зафиксирован на Садовом кольце – порядка 18%. В среднем по центральным коридорам уровень вакантных площадей составляет порядка 12%. Минимальное количество помещений на конец года экспонируется на улицах Мясницкая, Маросейка, Новый Арбат, по ним уровень вакантных помещений составляет порядка 5-7%.

Одной из тенденций 2015 года в сегменте стрит-ритейла стал увеличившийся разрыв между запрашиваемыми собственниками помещений ставками аренды торговых площадей и ставками реальных сделок. При заключении сделок дисконт мог достигать 35-45%, а в отдельных случаях и половины от первоначально заявленной ставки аренды или цены продажи. На рынке практически не осталось помещений, экспонируемых в иностранной валюте, рынок полностью перешел на рубли.

Снижение реальных ставок аренды на основных торговых коридорах за год оценивается на уровне 25-30% в зависимости от расположения улицы и процента пустующих помещений на ней.

Диапазон запрашиваемых ставок аренды в квартале 2015 г. (руб. за кв. м в год)

Торговый коридор Минимальная ставка аренды Максимальная ставка аренды
Петровка ул. 40000 170000
Кузнецкий Мост ул. 55000 160000
Арбат ул. 42000 114000
Тверская ул. 49000 110000
Новый Арбат ул. 35000 97000
Бол. Полянка ул. 42000 87000
Мясницкая ул. 30000 77000
Садовое кольцо 30000 87000
Пятницкая ул. 36000 48000
Покровка ул., Маросейка ул. 30000 57000

Что касается прогноза относительно спроса на уличные торговые помещения, то по оценкам экспертов, продолжат развиваться супермаркеты и магазины «у дома», которым требуются такие помещения: «Пятерочка», «Дикси», «Магнит». В условиях кризиса именно этот сегмент лучше других себя чувствует и продолжает активное развитие в соответствии с предпочтениями потребителей. Эти компании, в первую очередь, интересуют помещения на периферии, в спальных районах, новостройках. На центральных торговых коридорах будет происходить дальнейшая ротация арендаторов, на месте одних кафе и ресторанов будут открываться другие. Некоторые предприятия питания ориентированы на поиск помещений именно на месте закрывающихся заведений того же профиля.

Аналитики компании Welhome не ожидают серьезного снижения ставок аренды помещений street-retail в целом по рынку, однако с расширением зон платной парковки некоторые улицы Москвы будут терять свою популярность у арендаторов, а уровень вакантных площадей на них увеличится.

Статья подготовлена экспертами компании Welhome