Главная » Статьи » Россия заняла второе место в Европе по объему строительства торговых площадей
Опубликовано: 1 сентября 2020

Россия заняла второе место в Европе по объему строительства торговых площадей

Согласно новому исследованию компании Cushman & Wakefield «Торговые центры Европы», в 2018 году на европейский рынок было выведено порядка 2,6 млн кв.м новых торговых площадей. Это на 28% ниже соответствующего показателя за 2017 год и сопоставимо с объемами, вводимыми в начале 90-х годов, когда открывались первые традиционные торговые центры в Центральной и Восточной Европе.

Показатель в 2,6 млн кв.м стал минимальным уровнем ввода объектов за последние 24 года. Однако несмотря на то, что темпы нового строительства за последние пять лет замедлились, общий объем европейского рынка по-прежнему растет: сейчас он составляет 168,1 млн кв.м, а значит, конкуренция среди торговых центров увеличивается. Европейские девелоперы стараются удержать свои позиции на рынке и фокусируются на обновлении концепций, перепланировке и реновации существующих объектов, чтобы создавать новые, усовершенствованные, современные и эстетически привлекательные торгово-развлекательные центры.

Россия заняла второе место в ТОП-10 стран-лидеров по объему строительства торговых центров в 2018 году. По данным Cushman & Wakefield, в России в прошлом году было введено 483 000 кв.м новых торговых площадей в разных форматах (из них 435 000 кв.м в формате торгового центра). Четверть этого объема располагается в Москве. Несмотря на то, что это самый низкий показатель за последние 15 лет, в 2019-2020 годах ожидается рост. По прогнозам аналитиков компании, в 2019 году может быть введено уже 700 000 кв.м торговых площадей.

Десять стран-лидеров по вводу новых торговых центров в 2018 году (тыс.кв.м)

Турция продемонстрировала наибольшую активность среди стран Центральной и Восточной Европы, обеспечив вывод на рынок 525 000 кв.м новых площадей.

Положительный экономический фон в Польше способствовал созданию надежной основы для развития розничной торговли. В 2018 году на рынок было выведено приблизительно 300 000 кв.м площадей, это третий показатель по Европе. Рост онлайн-торговли подразумевает усиление конкуренции, и это вынуждает владельцев недвижимости заботиться о привлекательности своих центров для посетителей.

Москва также вошла в ТОП-5 городов Центральной и Восточной Европы, лидирующих по объемам ввода торговых центров в 2019-2020 годах, уступив только Стамбулу и став вторым городом Европы по девелоперской активности на рынке торговой недвижимости.

Ожидается, что только в 2019 году объем нового строительства составит около 300 000 кв.м торговых площадей, что в три раза превысит рекордно низкий показатель прошлого года. Такой объем будет в основном обеспечен за счет открытия крупноформатных объектов, таких как ТЦ «Саларис» (GLA – 105 000 кв.м) и торговой галереи в составе парка развлечений «Остров Мечты» (GLA – 70 000 кв.м).

Отдельно стоит отметить активное развитие форматов аутлет и дисконт: до конца года запланирован ввод двух новых аутлетов на Новой Риге.

Пять ведущих городов Центральной и Восточной Европы по темпам застройки
в 2019-2020 годах (тыс.кв.м)

Сильвия Йодловски (Silvia Jodlowski), аналитик Cushman & Wakefield, отметила: «Собственникам недвижимости и инвесторам придется адаптироваться к поляризации рынка торговых центров. Мы не рассчитываем на дальнейший рост объемов строительства торговых центров в привычном понимании. Вместо этого мы ожидаем роста количества проектов по редевелопменту и реконцепции, которые будут способны удовлетворить растущий спрос на многофункциональные площадки. Многоцелевые проекты становятся все более популярными. Как мы видим в некоторых странах Европы, прежде всего во Франции, девелоперы торговых центров стараются вводить новые форматы, такие как загородные торгово-развлекательные центры, и гибридные форматы, включающие офисы, отели и жилье».