За первые три квартала 2012 года в сегмент рынка коммерческой недвижимости – торговые помещения, вложили сумму сопоставимую с объемом инвестиций в самые успешные докризисные годы – более 2 млрд долларов. При этом редкий проект торгового центра обходится без сопутствующей развлекательной инфраструктуры, ведь это одна из основных составляющих успешного развития объекта. Грамотно подобрать развлечения, которые бы пользовались спросом у покупателей ТЦ, не так просто как кажется на первый взгляд. В сегодняшних реалиях, разброс подобных объектов очень широк – от дежурного кинотеатра в районом ТРЦ, до уникальных — вроде дельфинария. Специалисты компании RDI Service проанализировали рынок развлечений торговой недвижимости и выделили наиболее интересные и перспективные из них.
RDI Service – управляющая компания нового поколения. Образована в 2010 году, как дочернее подразделение холдинга RDI Group. Основной деятельностью RDI Service является оказание услуг по комплексному управлению недвижимостью. На сегодняшний день портфель компании включает около 1 млн кв.м коммерческой и жилой недвижимости Москвы и МО.
Говоря о строящихся проектах, в которых особое внимание уделено развлекательной части, прежде всего, стоит выделить «Авиапарк» на Ходынском поле. Общая площадь проекта составляет 400 тыс. кв.м. Пока концепция еще до конца не определена, но объект уже позиционируется как торговый центр с большой развлекательной и выставочной частью. Так же в Москве CrocusGroup было объявлено о строительстве двух крупных торгово-развлекательных центров на Западе Москвы: VegasCrocusCity на 66 км МКАД (114 400 кв.м GLA) и VegasКунцево на 55‒56 км МКАД (113 400 кв.м GLA).
Среди региональных проектов, бесспорно, заслуживает внимания строящийся сейчас ТРЦ «Екатерининский» (г.Екатеринбург). В проекте обещан океанариум и аквапарк. Кстати океанариум, как главный якорь развлекательной части уже опробован девелоперами в Москве и показал неплохие результаты. Например, по словам Анны Дугар-Жабон, генерального директора компании RDI Service, в ТРЦ «Рио» на Дмитровском шоссе океанариум привлекает до 40% от всех посетителей ТРЦ.
«Рынок уже давно доказал важность развлекательной части для торговых объектов, — комментирует А.Дугар-Жабон. — По мере роста благосостояния населения растет и спрос на качественные развлечения. При этом соответствующих предложений не так много. Кстати, отечественный рынок уже заинтересовал и крупнейших игроков работающих в сегменте развлекательных парков – уже сообщалось о том, что рассматривают возможность начать экспансию в Россию LottePlaza и Disneyland».
Торговые центры стремятся ввести все новые объекты развлечений в свою структуру. Хотя, справедливо было бы отметить, что традиционными операторами развлекательной зоны все еще являются кинотеатры (которые здесь оказались гораздо удачливей боулинг-центров, почти не прижившихся).
Сегодня для киноиндустрии торговые центры являются главным партнером. Последние несколько лет в торговых центрах открывается порядка 70% всех новых кинозалов. «Общая доля кинозалов в торговых центрах составила по итогам прошлого года 59% (1600 экранов в 287 торговых центрах), рассказывает генеральный директор RDI Service. – Кроме того, растут с поразительной быстротой и региональные рынки. Рост числа кинозалов в ТРЦ в этом году составил 23,2%. В то время как в двух столицах эти показатели не превышают 5%. Понятно, что речь идет не об абсолютных цифрах – здесь Москва и Петербург далеко впереди, а только о темпах роста».
Стоит отметить, что сегодня при правильном управлении развлекательная часть может сама по себе генерировать ощутимые потоки прибыли – раньше господствовало мнение, что сами по себе развлечения в ТЦ не окупаются и нужны только для того, чтобы объект не выглядел морально устаревшим в глазах арендаторов.
Время расставило все по местам. Сегодня управляющие компании и в регионах и в Москве все чаще делают ставку на развлечения. В условиях растущей конкуренции, качественная развлекательная часть позволяет значительно увеличить потоки посетителей. Среди основных проблем развлекательной части указывается обычно на тот факт, что развлекательная часть нередко привлекает случайных посетителей, которые ничего не покупают, поэтому на общую доходность объекта наплыв посетителей почти не влияет. «Однако эти проблемы можно достаточно легко решить за счет маркетинговых средств – имеется богатый инструментарий уже давно опробованный ведущими ТРЦ. Задача управляющей компании и состоит в конвертации в покупателей и таких потоков посетителей, — добавляет Анна. — Стоит оговориться, что развитие формата классических ТРЦ не упраздняет ритейл парков, или аутлет центров – каждый формат имеет свою аудиторию и нишу на рынке. Однако пока основная масса покупателей проходит в России именно через торгово-развлекательные центры».