Главная » Статьи » На следующий год перенесено 25% торговых площадей заявленных к открытию в 2020 году

На следующий год перенесено 25% торговых площадей заявленных к открытию в 2020 году

В I полугодии 2020 года в регионах России не открылось ни одного нового торгового центра, а 25% изначально запланированного девелоперами объема нового ввода в 2020 году уже перенесено на следующий год. Такие данные приводят аналитики компании CBRE в своём обзоре рынка торговой недвижимости регионов России.

Заявленный девелоперами объем нового ввода торговых площадей в региональных городах составляет около 500 000 кв. м.  Фактически, по оценкам CBRE, будет открыто 330 000 кв. м. Запуск ряда крупных объектов заявлен на конец года, но сохраняется вероятность дальнейшего переноса дат открытия на 2021 год.

По данным исследования 57% торговых площадей, заявленных к открытию во второй половине 2020 года, расположены в городах с численностью населения от 100 до 500 тысяч человек.

До конца 2020 года аналитики CBRE не ожидают значительного увеличения объема свободных площадей в региональных ТЦ: собственники заинтересованы в сохранении арендаторов в условиях низкого спроса, а ритейлеры, в свою очередь, в удачных локациях в качественных объектах. В объектах, готовящихся к открытию в 2020 году, уровень вакантных площадей находится на минимальном уровне.

Восстановление потребления к докризисному уровню на фоне сокращения реальных располагаемых доходов населения и возросшей безработицы произойдет не ранее второй половины 2021 года.

Как отмечают аналитики, более высокие показатели трафика и продаж после повторного открытия характерны для современных торговых центров, расположенных в крупных городах. Покупатели медленнее возвращаются в торговые центры в городах с низким уровнем доходов,  а также в городах, где по-прежнему сохраняется дефицит качественного предложения.

Многие ритейлеры фиксируют рост продаж относительно докризисного периода, особенно в магазинах одежды, обуви, товаров для дома, чему способствовали ослабление ограничительных мер в сочетании с реализацией отложенного спроса.

После открытия торговых центров товарообороты ритейлеров демонстрируют рост относительно докризисных значений. Так, продажи одежды и обуви начиная со второй половины июня находятся на уровне 15-30% выше относительно февраля 2020 года. В регионах, где открыты кафе и рестораны, товарообороты вернулись к докризисному уровню в начале июля и продолжают расти. Развлечения,  в том числе кинотеатры, открыты частично с большим количеством ограничений, что отражается на низких показателях восстановления – обороты на 30-50% ниже относительно февраля 2020 года. На трафике кинотеатров в т.ч. сказывается ограниченное количество выходов новинок.

Рост рынка онлайн-торговли в 2020 году будет преимущественно сформирован такими категориями, как FMCG, товары для дома и ремонта, бытовая техника и электроника.  Продажи одежды и обуви онлайн увеличатся всего на 1,7% г/г. – торговые центры остаются основным каналом для покупки одежды и обуви.

Территориально онлайн-продажи по-прежнему сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге, на долю регионов приходится меньшая доля продаж (например, 30% у Wildberries). Тем не менее, активная экспансия онлайн-ритейла в регионах усиливается, что отразится на показателях ближайших лет.