Согласно данным компании JLL, в I полугодии в Москве было открыто три качественных торговых центра, совокупный объем арендуемых площадей которых составил 98 500 кв. м (здесь и далее приведены площади GLA). В результате насыщенность торговыми площадями на рынке Москвы по итогам полугодия достигла значения 418 кв.м на 1 тысячу жителей города. Для сравнения, в Санкт-Петербурге аналогичный показатель равен 422 кв.м.
«До конца года в Москве заявлено еще 64 400 кв.м новых качественных торговых площадей, а в Санкт-Петербурге – 6 500 кв.м. Если состоится ввод всех анонсированных проектов, то показатели насыщенности в двух столицах сравняются, достигнув значения 423 кв.м на 1 тысячу жителей, – отмечает Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости JLL. – Таким образом, Москва догонит Петербург по обеспеченности торговыми площадями впервые за последние восемь лет. Тем не менее оба города по-прежнему будут уступать по этому показателю ряду региональных миллионников: Самаре, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону, Нижнему Новгороду и Воронежу».
Насыщенность торговыми площадями в городах-миллионниках
В первом квартале этого года в Москве был введен единственный торговый центр – «Миля» в Жулебино (19 000 кв. м), во втором квартале на рынок торговой недвижимости Москвы вышли два объекта – крупнейший проект года ТРЦ «Каширская Плаза» (71 000 кв.м) и ТЦ районного формата «Петровский» (8 500 кв.м). Для сравнения: за аналогичный период прошлого года в Москве не было введено ни одного торгового объекта.
Среди проектов, анонсированных к вводу до конца текущего года, ТЦ в составе ТПУ «Рассказовка» (19 000 кв.м), «Арена плаза» (17 000 кв.м), «Галеон» (14 000 кв.м), «Ангара» (7 000 кв.м). Таким образом, годовой объем нового предложения составит 163 000 кв.м, что всего на 5% превысит результат прошлого года, ставшим рекордно низким показателем за последние пять лет.
«В последние два года запуск новых торговых центров практически не отражается на динамике вакантности, поскольку объекты открываются с очень высоким уровнем заполняемости. Так, к примеру, в ТРЦ «Каширская Плаза» на момент открытия доля свободных площадей составляла менее 5%, – комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – В результате по итогам II квартала доля свободных площадей на рынке торговых площадей Москвы достигла минимального значения за четыре года и составила 5,2%. Мы ожидаем сохранения низкого уровня показателя на отметке около 5% до конца года».
За прошедшее полугодие наиболее значительно уровень вакантности снизился в торговых центрах, запущенных в 2016-2017 годах, таких как «Рига Молл», «Vegas Кунцево» и «Бутово Молл».
Объем предложения и доля вакантных площадей на рынке ТЦ Москвы
Помимо количественного показателя, важен и качественный. Наряду с высокой заполняемостью на момент открытия, новые объекты имеют высокую долю ресторанных и развлекательных зон, которые создают кластер притяжения дополнительного трафика в ТЦ за счет вариативности и качества предложения. Например, в ТРЦ «Vegas Кунцево» эти операторы занимают 21% от GLA торгового центра, в ТРЦ «Каширская Плаза» – 35%. В строящихся проектах ADG group только кафе и рестораны будут составлять 15-20% арендопригодной площади (без учета площади кинотеатров). К сравнению, по данным JLL, в среднем по рынку ТЦ на сегменты общественного питания и развлечений приходится около 17% площадей.
Что касается открытия новых международных брендов, I полугодие 2018 года продемонстрировало отрицательную динамику по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Всего за январь-июнь на российский рынок вышло 16 иностранных игроков, что на 45% меньше показателя аналогичного периода прошлого года, когда на рынке появилось 29 новых брендов. Кроме того, в отличие от результатов 1-го полугодия 2017 года, большинство новых ритейлеров являются представителями среднего ценового сегмента, а количество дебютантов класса люкс и премиум уменьшилось с 18 до 7.
Тем не менее до конца 2018 года планируется выход на российский рынок ряда крупных международных брендов. Ожидается открытие магазина шведского fashion-ритейлера COS в ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити», парка развлечений DreamPlay от студии DreamWorks – в ТЦ «Авиапарк», а CJ CGV (пятый в мире кинооператор из Южной Кореи) подписал соглашение с ADG group о размещении кинотеатров в сети районных торговых центров компании. Кроме того, на этот год анонсированы открытия французского парфюмерно-косметического бренда Sephora и американской сети фастфуда Panda Express.
Среди дебютов первого полугодия стоит отметить возвращение на российский рынок премиального бренда сумок и аксессуаров Coach и немецкого fashion-бренда Orsay, а также можно выделить крупнейший гипермаркет товаров и услуг для домашних животных Dino Zoo чешской компании Placek Pet Products. За тот же период российский рынок покинули два международных бренда: финский K-Rauta и немецкий Media Markt.