Главная » Статьи » Кадастровый учет объектов недвижимости

Кадастровый учет объектов недвижимости

Кадастровый учет объектов недвижимости

Со времени вступления в 2008 году федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» многие операции с недвижимостью становятся невозможными без документа о кадастровом учете объекта. О сроках проведения кадастрового учета, способах подачи заявления и перечне необходимых документов рассказывает Яна Зелова, ведущий специалист-эксперт отдела регистрации прав при приватизации жилья Управления Росреестра по Саратовской области.

С 1 марта 2008 г. вступил в законную силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, где государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом об учтенном недвижимом имуществе.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Иными словами, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кадастровый учет осуществляется в отношении таких объектов, как земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости.

Говоря о кадастровом учете объектов недвижимого имущества, следует знать про сроки проведения такого учета, способы подачи заявления, перечень необходимых документов.

Так, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом государственного кадастрового учета соответствующего заявления о государственном кадастровом учете.

Заявления и документы для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости могут быть предоставлены заявителями:

– лично в местах приема заявителей территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела);

– посредством почтового отправления на почтовый адрес для приема заявлений и документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела);

– в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.

К заявлению также прикладываются следующие документы:

– межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка);

– копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

– документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

– копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

– копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

– копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением сведений категории земель, к которой отнесен земельный участок);

– копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о виде разрешенного использования земельного участка).

На основании сведений, свидетельствующих о существовании объекта, необходимых для внесения в государственный кадастр, впоследствии выдается кадастровый паспорт.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения об объекте недвижимости, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастровый паспорт – один из элементов формирующейся сейчас в России системы кадастрового учета объектов недвижимости, он является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства. Но в случае, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, содержащий описание такого объекта, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, предоставление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется.

Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.

Важно знать

Кадастровому учету подлежат не только объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности. В обязательном порядке кадастровому учету подлежит придомовая территория многоквартирного дома. В связи с тем, что данная процедура представляла для собственников многоквартирного дома определенную трудность, Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий процедуру постановки на кадастровый учет придомовой территории многоквартирного дома и разрешающий любому собственнику квартиры самостоятельно оформлять права на часть придомовой территории.

Согласно действующему законодательству, обратиться с заявлением о формировании придомового земельного участка может только один из жильцов, уполномоченный на это собранием всех собственников квартир в доме. Как показала практика, организовать такое собрание, особенно в больших многоквартирных домах, подчас не под силу активным гражданам или их группе.

С принятием нового законопроекта любой из собственников квартиры в доме сможет подать подобное заявление и другие владельцы квартир не смогут возражать или чинить препятствия такому обращению.

Кроме вышеуказанной проблемы есть и другая: в настоящее время границы земельных участков подавляющего большинства многоквартирных домов не определены, участки не стоят в кадастровом учете, и это не позволяет собственникам жилых и нежилых помещений зарегистрировать свое право на долю придомовой территории.

В результате права собственников оказываются нарушенными. Депутат Госдумы Крашенинников причиной такого положения дел в значительной степени считает бюрократические проволочки, чинимые местными властями, не желающими делиться с гражданами таким дорогим ресурсом, как земельные участки, особенно если они расположены в крупных городах.

Новый законопроект решает эту проблему тем, что закрепляет сроки рассмотрения заявления собственника и подготовки межевого плана, а также других необходимых для постановки на кадастровый учет документов, которые в общей сложности составляют два месяца.

Материал опубликован в журнале “Дом. Квартира. Дача. Саратов.” № 1 (14, февраль, 2011).

При копировании материала активная ссылка на www.realtysar.ru обязательна!