Сегодня в правительстве Саратовской области проходит заседание круглого стола, посвященное развитию системы образования.
Вице-губернатор — председатель правительства региона Роман Бусаргин напомнил о реализации нацпроектов в этой сфере, в рамках которых открываются образовательные центры в городах и селах, ремонтируются школьные спортзалы, поставляются компьютеры, подключается высокоскоростной интернет.
«Но при этом мы пока не видим существенных результатов в качестве образования», — сказал он.
По словам и.о. министра образования региона Михаила Орлова, сегодня система управления качеством образования в области находится в стадии становления.
В 2019 году область приняла участие в международном исследовании эффективности образования PISA (118 образовательных организаций из 35 муниципалитетов): «Уже тогда результаты заставили нас задуматься: читательская грамотность — 24%, математическая — 31%, естественнонаучная — 21%».
В прошлом году Рособранадзор включил в список организаций с низкими образовательными результатами учащихся 233 школы, в которых занимаются почти 35 тыс. человек.
В среднем их доля по области составляет 27% (124 из них — малокомплектные, 53%), при этом по России таких школ 20%.
Общая проблема для всех категорий этих школ — кадровый дефицит, а только потом — инфраструктура и материально-техническая база, отметил Орлов.
Результаты выпускников подтверждают необходимость точечной работы с такими школами, продолжил докладчик. Так, «отрицательные тенденции» он заметил при сдаче госэкзаменов в девятых классах: 271 человек не получил аттестаты об основном образовании (1,3%), из них 84% — выпускники малокомплектных школ. «Тревожит» статистика поступления в десятые классы: только 45% выпускников предпочли учиться дальше в своих школах, а в 10 муниципалитетах этот показатель ниже 30%. При этом, по данным анализа, большая часть девятиклассников пошла в десятые классы, но они выбрали школы в других районах или переехали в другие регионы.
«Фактически ученики этих школ ногами проголосовали и дали оценку качеству образования в этих школах», — резюмировал Орлов.
Он рассказал, что таких муниципалитетов 10 лет назад было 2, 5 лет назад — 4, а сейчас их число достигло 10-ти. Если не предпринять «экстренных мер», муниципалитетов, где дети не хотят идти продолжать обучение, будет еще больше.
Аттестаты о среднем общем образовании не получили 56 человек (0,5%), 15 — из малокомплектных школ.
Высокие баллы по ЕГЭ получили 2 997 человек, среди которых 376 выпускников сельских школ (12,5%), 100 баллов — 87 и 7 (8%) соответственно.
Напомнил выступающий и о системных проблемах в сфере образования. Главная — дефицит педагогических и управленческих кадров: «Ключевая роль в работе с детьми отводится квалифицированному педагогу с базовой подготовкой, отвечающей требованиям времени, которому нельзя останавливаться в своем профессиональном развитии».
На конец прошлого учебного года по области насчитывалась 231 открытая вакансиях, в селах два и более предметов ведут более 50% учителей.
Еще одна проблема — возрастной дисбаланс педагогов: в возрасте до 35 лет — чуть более 20%, старше 55 лет — больше 26%.
Также Орлов обратил внимание на вопросы адаптации специалистов, которые возвращаются в профессию, и закрепления молодых учителей.
Говоря о стратегии работы, чиновник отметил создание системы научно-методического сопровождения, расширение практики целевого обучения.
Однако и здесь есть сложности. По итогам мониторинга из 38 методических служб и одного городского методического центра высокие уровень показатели были только у 7 муниципалитетов (18%).
Принятых мер по повышению качества общего образования на сегодня явно недостаточно, пришел к выводу и.о. министра. По его мнению, универсального подхода к решению проблемы нет, поэтому в каждом районе и городском округе нужно проанализировать качество обучения, чтобы определить «болевые точки», предпринять действенные шаги по исправлению ситуации и оценить их эффективность.