В Саратовской области до 30% вызовов, поступающих по телефону 112, — ложные. Об этом сегодня на брифинге рассказал начальник Центра управления в кризисных ситуациях Олег Силаев.
При этом 15% всех вызовов, которые поступают на единый номер, носят хулиганский характер.
«Иногда операторов оскорбляют. Совесть не позволяет рассказать», — пожаловался Силаев.
По его словам, часто в службу звонят пьяные люди и мешают работать. Один из таких звонков фиксировали сегодня ночью.
«Если вы звоните по пустякам, поймите, что кто-то в это время катастрофически нуждается в помощи», — отметил руководитель ЦУКС.
Подчеркивается, что по регламенту оператор не имеет право первым положить трубку: он должен либо перевести звонок в специализированную службу, либо дождаться, пока звонящий сам закончит разговор, а если связь оборвется, сотрудник службы перезвонит. «Поэтому если человек тянет время, это тоже плохо», — объяснил Силаев.
Иногда ложные вызовы совершаются из хороших побуждений, отметил специалист. Например, однажды звонила пожилая женщина, которая сообщила, что увидела, как самолет приземлился на воду, однако после проверки выяснилось, что никакого происшествия не было.
«Мы иногда живем по закону, а иногда по совести. Мой опыт показывает, что есть тысячи разных причин таких вызовов. Я эту ситуацию помню, все довели до органов полиции, чтобы выяснить, в каком направлении женщина видела самолет. Мы выяснили какие борты взлетали или нет. Поняли, что ничего не было. В этом случае не было злонамерения», — считает начальник управления безопасности жизнедеятельности населения правительства области Юрий Юрин.
Бывают и злонамеренные ложные вызовы, когда звонят подростки и «с громким смехом рассказывают, что утонул друг под мостом «Саратов- Энгельс», и туда летят спасатели». Такие разговоры передают полиции. В этом случае подросткам как минимум разъясняют, чем грозят подобные поступки.
Юрий Юрин призвал саратовцев не совершать хулиганских звонков, например, звонить, чтобы проконсультироваться, как разблокировать сим-карту или с вопросами, касающимися общественного транспорта. Олег Силаев добавил, что запись звонков идет всегда, поэтому если, например, оператора оскорбляют, это тоже фиксируется. Юрин отметил, что количество ложных сообщений все-таки сокращается, и подчеркнул, что в ряде случаев за них предусматривается уголовная ответственность.
Сейчас служба 112 в России работает как единый номер вызова пожарных, спасателей, полиции, «скорой», газовой и службы антитеррора. Номер доступен бесплатно с любых видов телефонов. Задача центра 112 — организовать вызовы по принципу одного окна.
«Эффективность доказана жизнью, к тому же, это контроль за службами. Совершается один звонок, оператор оформляет карточку учета вызова, она уйдет всем службам», — рассказывает Юрин.
Количество звонков в ЕДДС снижается, а в 112 — растет. За год обрабатывается от 1,5 до 2 млн обращений. За прошедшие 9 месяцев этого года приняли 1,2 млн обращений, а за прошедшие сутки их было 5,6 тыс.
Особое внимание на пресс-конференции уделили звонкам, которые адресованы «скорой помощи». В условиях распространения коронавируса количество звонков на медицинскую тематику составляет от 30 до 40% всех вызовов. Руководитель управления безопасности отметил, что с учетом пандемии количество таких звонков будет расти.
Юрин рассказал, что сейчас на рассмотрении находится законопроект, который будет обязывать экстренные службы давать обратную связь.
«Мы будем не только контролировать, взяли ли карточку, но, закрывая вызов, сможем видеть, какая бригада назначена и в какое время выехала», — подытожил Юрин.