Пыткам и изнасилованиям в туберкулезной больнице УФСИН Саратовской области было подвергнуто более 200 заключенных. Такие данные обнародовал сегодня правозащитный проект Gulagu.net.
Активисты опубликовали новые материалы об издевательствах над заключенными в этом учреждении. На стоп-кадрах с видео запечатлен момент изнасилования мужчины, которого этапировали из Ростова-на-Дону, тремя активистами-заключенными, утверждают правозащитники. Судя по данным на служебном видеорегистраторе, инцидент произошел 26 сентября прошлого года.
По словам основателя правозащитного проекта Владимира Осечкина, «руководство ОТБ-1 контролировало эту пытку и использовало данную запись для шантажа пострадавшего заключенного»: «На сленге капо (зэки, работающие на администрацию колонии) и офицеров ОТБ-1 и УФСИН это называлось «кодировкой».
Полная запись издевательств передана в CNN и DW, а также в Европейский комитет по предотвращению пыток. В СУ СКР она поступит завтра.
Также в Gulagu.net со ссылкой на собственный источник, рассказали о задержании бывшего сотрудника полиции. Утверждается, что после первого тюремного срока он стал одним из самых жестоких капо-разработчиков в ОТБ-1. Мужчина подозревается в совершении более 10 пыток и изнасилований в тюремных больницах.
Позже правозащитникам удалось установить личности еще троих человек, которые могут быть причастны к издевательствам над заключенными в саратовской тюремной больнице.
В интервью «Ленте.ру» Владимир Осечкин рассказал о том, что туберкулезная больница УФСИН Саратовской области имеет определенный вес в «российской пыточной иерархии»: «Туда могут направить абсолютно из любой российской колонии при подозрении на туберкулез. Реальном или надуманном».
Пытки и изнасилования в больнице снимались на видеорегистраторы, закупленные для нужд учреждения. После совершения преступления «разработчики» несли видеофайлы своим кураторам, утверждает правозащитник. Сотрудники УФСИН собирали записи с целью шантажа или доказательства «проделанной работы» в случаях с заказами с воли недругов заключенных.
Крупнейшая утечка из этого секретного архива произошла благодаря одному из заключенных, который был «системным администратором» у руководства ОТБ-1. Улучив удобный момент, он скопировал файлы.
«В настоящий момент этот осведомитель находится за пределами России и оформляет политическое убежище. CNN, BBC и другая зарубежная пресса находится в ожидании, когда он пройдет все первичные процедуры по оформлению политического убежища, чтобы записать с ним интервью. Запад уже понял, что это «русский Сноуден». Много запросов и из России — выстроилась очередь. А он сам еще не понимает, что превратился в такого героя. Он пока просто человек, который сидит у отеля на берегу моря. Мы стараемся максимально помочь ему отдохнуть и оградить его от стрессов. Потому что он реально чуть умом не тронулся, пока бежал из России с секретными записями», — объяснил Осечкин.
Целю публикаций скандальных видео основатель Gulagu.net назвал приостановку «пыточного конвейера» по всей России: «Локальное расследование на уровне саратовского управления СКР не может нас устроить в принципе. Потому что такие прецеденты раньше были в других регионах России. Я хочу, чтобы на скамье подсудимых оказались те, кому везли флешки с записями пыток. Пускай это будут не те генералы определенных силовых структур, которые отдавали приказы из Москвы: до них не добраться. Но важно, чтобы в итоге судили хотя бы тех, кто эти флешки получал на местах».
Напомним, обнародование записей пыток из ОТБ-1 привело к возбуждению нескольких уголовных дел. Они были возбуждены по статьям о насильственных действиях сексуального характера и превышении должностных полномочий.
В Саратов была направлена группа центрального аппарата ФСИН, а региональное управление заявило о служебной проверке. Проверку начала Генеральная прокуратура РФ, обласное СУ СКР. Прошение об отставке написал руководитель саратовского УФСИН Алексей Федотов. Позже директор ФСИН Александр Калашников уволил «по отрицательным мотивам» начальника ОТБ-1 Павла Гаценко, заместителя начальника по безопасности и оперативной работе Сергея Салова, начальника оперативного отдела Антона Бочкова и начальника отдела безопасности Сергея Мальцева.
О ситуации высказался председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он заявил, что «шокирован» информацией и удивился, что «такое стало возможным при безмолвии институтов гражданского общества и уполномоченного по правам человека в регионе».