Главная » Статьи » Особенности корпоративных культур и специфика планировочных решений офисов зарубежных компаний
Опубликовано: 1 сентября 2020

Особенности корпоративных культур и специфика планировочных решений офисов зарубежных компаний

По данным исследования, проведенного компанией PRIDEX, самыми комфортабельными офисами в Москве располагают американские компании, интерьеры которых предусматривают в среднем 12 кв.м на каждого сотрудника. Данный показатель на 13% выше среднего уровня плотности рассадки сотрудников – 10,5 кв.м на человека.

Такие результаты были получены в ходе исследования офисов европейских, американских, азиатских и российских компаний, реализованных в период с 2015 по 2017 годы в московских бизнес-центрах класса «А» и «В» в формате услуг fit-out, проведенного компанией PRIDEX. В ходе сбора информации были проанализированы проекты из 20 стран общей площадью более 500 000 кв.м.

Наиболее плотная рассадка была отмечена в офисах компаний из азиатского региона, где на 1 сотрудника приходится 8,8 кв.м. Другими словами в офисе американской компании на площади 1000 кв.м в среднем размещается 80-90 сотрудников, в азиатской компании – 110-120 человек.

Европейские и российские работодатели предлагают наемным работникам примерно схожие по показателям плотности рассадки офисы: в первом случае сотрудники могут рассчитывать на 11,2 кв.м на 1 человека, тогда как офисы отечественных компаний предусматривают 10,9 кв.м, что очень близко к среднерыночному показателю.

Планировочные решения офисного пространства

Особенности корпоративных культур отражаются в структуре распределения площадей внутри офисных интерьеров, что позволяет делать выводы относительно специфики планировочных решений, характерных для компаний из различных регионов.

Планировки офисов азиатских компаний подчинены идее максимально рационального использования пространства. В структуре таких проектов на зону open space приходится 64,7%, что почти на 15% превышает средний показатель для рынка. Вместе с тем благодаря продуманному расположению рабочих станций азиатским компаниям удается достигнуть максимальной эффективности использования арендуемых площадей. В поле зрения исследования не попало ни одного офиса, занимаемого азиатской компанией, в котором присутствовали коридоры или другие неэффективные помещения.

Офисы европейских компаний объединяет повышенное внимание к организации горизонтальных связей в коллективе, которое выражается в увеличенной доле рекреационных помещений (кофе-поинтов, игровых, лаунж зон и пр.), что говорит о демократичном подходе к выбору планировочных решений при обустройстве рабочего пространства. На помещения комфорта в офисах европейских компаний отводится 6,9% от всей площади офиса.

Американские компании предпочитают просторные имиджевые интерьеры. В рамках исследования были выявлены следующие детали: на рецепции в офисах американских компаний выделяется  почти на 30% больше площади, чем в среднестатистическом московском офисе. Особое внимание уделяется и клиентским зонам, состоящим из переговорных, – на них американцы выделяют 13,1% при рыночной норме 10,6%.

Отличительной особенностью офисов российских компаний являются кабинетные системы. На их долю приходится 12,6%, тогда как в среднестатистическом офисе кабинетов на 2% меньше. Зачастую проекты российских офисов предусматривают обособленные VIP-зоны, которые могут занимать отдельный этаж, а персональное пространство менеджера включает в себя приемную, рабочее место личного ассистента, комнату отдыха, санузел и т.д.

Вместе с тем планировки, создающие сверхкомфортные условия для менеджмента, характерные для российских компаний, имеют обратную сторону – низкую эффективность использования арендуемых помещений. По этому показателю офисы отечественных компаний являются аутсайдерами – на долю подобных помещений приходится рекордные 9%, что на 1,5% больше, чем в среднем по рынку.

Затраты на оборудование офисов

Самые дорогие проекты на московском рынке fit-out реализуют российские компании. Стоимость 1 кв.м отделки для российского клиента составляет 63 800 рублей, что на 19% выше, чем средняя цена отделки офиса класса «А».

На втором месте по стоимости отделки 1 кв.м офиса расположились азиатские заказчики, чьи затраты составляют в среднем 62 800 рублей. Высокий уровень затрат азиатских компаний обуславливается необходимостью создания максимально комфортных условий в офисах с уплотненной рассадкой, что предполагает необходимость использования дорогостоящих инженерных систем (кондиционирования, вентиляции, мультимедиа и пр.).

На одну позицию ниже расположились европейские компании, тратящие на 1 кв. м около 57 500 рублей, что немногим выше среднерыночных показателей. Замыкают рейтинг американские компании с показателем 51 200 рублей за 1 кв.м. Относительно низкий показатель американских компаний связан с тем, что стоимость проектов «размывается» по большой площади офиса.

Особенности офисных проектов

За право называться наиболее комфортным open-space соперничают азиатские и американские офисы. Различающиеся между собой корпоративные культуры накладывают свой отпечаток на концепцию интерьеров.

С одной стороны, площадь рабочей станции в open-space американской компании составляет 6,3 кв.м, что является самым высоким показателем на рынке. Тогда как самыми дорогими рабочими местами в открытых зонах располагают офисы компаний из азиатского региона, которые в среднем тратят 377 000 рублей на станцию площадью 6 кв.м, что на 15% больше, чем затраты американских компаний. На практике разница заключается в лучшем уровне инженерии: вентиляции, кондиционировании и освещении в офисах азиатских компаний, а также большей площади персональных рабочих мест у американских работодателей. 

Самыми комфортными и дорогостоящими кабинетами располагают менеджеры высшего и среднего звена в офисах российских компаний. Средняя площадь помещения, предназначенного для линейного руководителя, составляет 19,9 кв.м, кабинета топ-менеджера – 63,7 кв.м. При этом средняя стоимость отделки кабинета в российских компаниях составляет 1 268 000 рублей, максимальные значения могут достигать 15 000 000 – 20 000 000 рублей.

Именно эта особенность обусловила наиболее высокий уровень затрат российских заказчиков при обустройстве новых офисов в пересчете на 1 сотрудника, составляющий 695 000 рублей, что примерно на 10% выше среднего показателя.

Наименьший уровень затрат в пересчете на 1 сотрудника наблюдается в рамках проектов отделки офисов азиатских компаний, укладывающихся в среднем в 555 000 руб. Подобной оптимизации удается достигнуть за счет рационального подхода к планировкам интерьеров.

Стоимость обустройства офисов европейских и американских компаний близка к среднему для рынка уровню и составляет 646 000 рублей на 1 сотрудника в первом случае и 611 000 рублей на 1 сотрудника – во втором.

По словам Сергея Кудрявцева, партнера PRIDEX, сравнение офисных интерьеров заказчиков из различных стран, которое было проведено в рамках данного исследования, подтвердило наличие нескольких ярко выраженных подходов к зонированию и отделке офисов. Причем данные статистики американских, российских и азиатских офисных интерьеров представляют собой однородный массив, тогда как данные статистики офисов европейских заказчиков значительно варьируются – их объединяет лишь фактор повышенной роли рекреации. Такое положение дел говорит о сильных национальных подходах среди европейских заказчиков, которые могут существенно отличаться по тем или иным показателям. Например, у итальянских заказчиков прослеживается значительная доля площади, выделенной под кабинеты, тогда как у компаний из Северной Европы этот показатель близок к нулю.