Главная » Статьи » Перспективы использования подземных пространств Петербурга и возможности подземного строительства
Опубликовано: 1 сентября 2020

Перспективы использования подземных пространств Петербурга и возможности подземного строительства

На Архитектурном Биеннале, проходившем с 12 по 18 февраля в Санкт-Петербурге, эксперты обсудили возможности использования подземных пространств города, а также перспективы подземного строительства.

Тема выбрана не случайно – эффективное использование пространства ниже уровня земли давно уже является мировым трендом. Это один из ключевых способов превращения исторических кварталов старинных городов в комфортные, экологически благоприятные привлекательные территории для туризма и отдыха.

Реконструкция Каменноостровского театра в Санкт-Петербурге

Подземное пространство Петербурга же пока абсолютно не задействовано в жизни города. Все, что реализовано в городе под землей – это метрополитен и небольшое количество паркингов. Есть только один яркий пример освоения подземных площадей города – Каменноостровский театр. Работы в этом здании велись по технологии top-down – над землей велась реставрация, под землей – организация нового пространства.

Между тем, возможностей нового надземного строительства в историческом центре города с каждым годом все меньше. При этом растет потребность освободить город от технических зданий и сооружений, от автомобилей и парковок, от проводов и коммуникаций. Еще один фактор актуальности освоения подземного пространства Северной столицы – ограничение высотности зданий в центре города.

Исторический центр – это место для прогулок, пешеходных маршрутов, отдыха, это должна быть большая рекреационная зона. «5 лет назад в городе Лодзь начали проект по переносу транспортного узла под землю. Тем самым, освобождается пространство для зеленых и пешеходных зон, увеличивается привлекательность города для туристов», – рассказала Людмила Истомина, эксперт-экономист градостроительства Лаборатория градопланирования им. М.Л. Петровича.

В мировой практике подземное строительство – это не только прокладка транспортных магистралей, хотя, конечно, перенос транспортных узлов под землю для крупных городов всей планеты – стандартная практика. «Так сделано в Париже, Амстердаме, Хельсинки, Токио уже в 60 годах XX века. Теперь же в этих городах уже сформированы отдельные мастер-планы по подземному строительству», – продолжила эксперт.

Осваивать подземное пространство нужно начинать в тех местах, где это будет востребовано. Например, ошибочным оказался проект реконструкции площади Труда, расположенной вдалеке от станций метро и транспортных узлов.

Однако в местах с высоким трафиком, в черте «золотого треугольника» подземное строительство очень эффективно экономически. «Не осваивать сегодня подземные пространства в центре города – это непозволительная роскошь», – рассуждает Алексей Шашкин, генеральный директор «Геореконструкция», доктор геологоминералогических наук.

Конюшенная площадь в Санкт-Петербурге

Технологические решения для проблемы нестойких грунтов давно найдены. Экономическая эффективность доказана мировым опытом и цифрами расчетов. Проекты в Петербурге тоже есть: девелоперы предлагают освоить территории под Финляндским и Московским вокзалами, Конюшенной площадью – то есть, в социально-значимых местах. Там можно создать общегородские поземные пространства и наделить их определенными функциями, по аналогии с наземным генеральным планом. Под землей могут расположиться вестибюли театров и музеев, концертных залов, торговые и деловые зоны и многое другое. Например, по проекту компании Захара Смушкина, который поддержал Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро «Студия 44», под зданием Конюшенного двора на глубине до минус 6-7 метров предлагается создать подземное пространство площадью до 10 000 кв.м для организации в нем музея.

Но пока планы по реализации этих проектов выглядят не конкретно, их перспективы туманны. Основная проблема – в отсутствии комплексного подхода и системы долгосрочного планирования. Необходимо конструктивно решать вопросы взаимодействия инвесторов, города и землепользователей, и в этом смысле проблема развития центра Петербурга схожа с проблемами других европейских городов. Другой вопрос, что они уже научились их решать, а мы – пока нет.